Государственная политика в возрождении института семьи на современном этапе

Как вы помните, в ноябре 2016 года, в Барнауле на базе Алтайской краевой универсальной КУН библиотеки  им. В.Я. Шишкова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Семья в ХХI веке: проблемы и перспективы», инициированная и организованная фракцией Партии Великое Отечество «За семью!». Сегодня наши товарищи из внутрипартийного объединения готовят к выпуску сборник статей по материалам Конференции. Сайт ПВО получил от авторов право на публикацию информации, подобранной и проанализированной участниками мероприятия. Первый материал, предлагаемый вашему вниманию, подготовлен нашими соратниками по вопросам поддержки семьи, материнства и детства Евгенией Михайловной Гостюшевой и Людмилой Алексеевной Якименко из Алтайского государственного университета.

Всероссийская научно-практическая конференция «Семья в ХХI веке: проблемы и перспективы»,

г. Барнаул, ноябрь 2016 г.

Партия Великое Отечество и фракция ПВО “За семью!” полностью поддерживает сформулированные нашими коллегами общегосударственными принципами, на которых должна базироваться семейная политика государства:

  • принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике;
  • создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и социокультурного потенциала;
  • переход семьи в позицию субъекта социальной политики, соответственно существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством;
  • принцип социальной защиты применительно к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни;
  • формирование развитой социальной инфраструктуры.

ПВО согласна с тем, что в стране наметились достаточные подвижки в вопросах поддержания семьи как основы государства, но считает эти меры явно недостаточными. Либеральный экономический курс, которым идет Правительство РФ, возглавляемое Медведевым Д.А. при полной поддержке Государственной Думы, возглавляемой Володиным В.В., тормозит социальные меры поддержки российским семьям.

Так, законом «О бюджете» предусмотрена нулевая индексация у материнского капитала (спасибо, что вовсе не отменили выплат). Впрочем, её не было и в 2016-м и не будет, по заявлениям Правительства, вплоть до 2020 года.

Буквально на днях, 20 января, премьер-министр Медведев поручил Минтруду, Минфину и Минэкономразвитию рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления в 2017 году права использования части средств материнского капитала на единовременную денежную выплату. Тем самым он покушается на законодательно закрепленное право семьи получить в случае необходимости социальную поддержку в размере 25 000 руб. из общей суммы федерального пособия при рождении второго ребенка.

Глядя на действия политического тандема «Медведев — Володин» на федеральном уровне, региональные законодатели продолжили развивать тему постепенного отказа от широко разрекламированной государственной программы по стимулированию рождаемости. Решением воронежских народных избранников, большинство которых также представляют ЕР, отменена региональная единовременная выплата при рождении ребенка. Выплата эта была введена в 2008 году, её размер – 20 тыс. рублей.

Рекламируемая адресность социальной помощи семьям, также пробуксовывает. Это признаёт даже глава российского кабмина единорос Медведев. Д.А. Из его выступления на съезде “Единой России” в феврале прошлого года:

Цитата Медведева Д.А.: «Чтобы помощь была действительно эффективной, нужно уходить от уравниловки, делать помощь по-настоящему адресной, подчёркиваю – именно по-настоящему, чтобы её получали те, кому она действительно нужна».

Как вы думаете, что на практике означает эта самая «адресность»? Не гадайте, Дмитрий Анатольевич вскоре сам и отвечает:

Цитата Медведева Д.А.: «В некоторых регионах, прикрываясь адресностью выплат… …власти находят удобный повод для жёсткого сокращения социальных расходов и фактически отказывают в помощи тем, кому такая помощь жизненно необходима».

Давайте поговорим начистоту, ведь ЕР и стала партией чиновников, и тех, кто делает карьеру. Это привело к тому, что в регионах все руководители – из ЕР или аффилированы с ней. Скажите прямо, что чиновники-члены ЕР делают то-то и то-то. И не стоит забывать, что именно Единая Россия, как партия, имеющая большинство, формирует состав правительства, в том числе и экономического блока.

А в свете принятия ряда ювенальных поправок в действующее законодательство грозит отъемом детей из семей, которые обращаются за социальной поддержкой в уполномоченные органы. Отсутствие апельсинов в холодильнике и нового рюкзака в школу может стать поводом для лишения матери и отца родительских прав, не говоря уже о пресловутых “шлепках”. Даже после пересмотра принятого “Единой России” решения по взорвавшему общественность закону, тюремное наказание за воспитательный хлопок по попе чаду от родителя все же последует – но со второго раза.

Одним словом, проблем достаточно. И проведенная фракцией ПВО “За семью!” Конференция «Семья в ХХI веке: проблемы и перспективы» как раз постаралась дать целостную картину состояния российской семьи на современном этапе, а главное – предложить решения по наболевшим для семейной общественности вопросам. Слово участникам Всероссийская научно-практической конференции «Семья в ХХI веке: проблемы и перспективы”:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ВОЗРОЖДЕНИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Основа любого государства – это общественные институты. Вне зависимости от строя и формы правления, общественные институты играют наиболее важную роль в деятельности государства. Основным общественным институтом, который формирует любое государство, является семья. Семья – это своеобразная уменьшенная копия той модели формации, которая существует на данный момент. Изучая отдельно взятую семью, можно увидеть полную картину государства, в котором данная семья развивается.

В демократическом государстве наблюдается равноправие обоих родителей. Большинство вопросов решается в совещательной форме на «семейном совете». Дети также могут высказывать свои взгляды на ту или иную ситуацию в семье. Семья основывается в большинстве случаев на ведении общего хозяйства.

Семья является точным барометром государственности, и основная забота любого строя – это забота о таком общественном институте, как семья. О правильности развития страны, прежде всего, будет говорить большое количество крепких, полных (многодетных) семей, снижение роста разводов, желание молодых людей создавать семьи полные, традиционные. Любая негативная ситуация в государстве тут же отражается на семье. Если мы наблюдаем нестабильность отношений в большинстве семей, то это говорит о нестабильности государства в целом. Семья – это один из блоков фундамента, на котором основано любое государство [1].

Численность населения (то есть количество граждан государства) целиком и полностью зависит от семьи. Да, есть ещё и такие нюансы, как эмиграционные и иммиграционные процессы, например. Они тоже многое значат. Но и эмигранты с иммигрантами могут быть семейными или бессемейными, и это является определяющим для планирования численности населения. А количество людей, имеющихся в стране, – это основное богатство государства.

Меры демографической политики первых десятилетий XXI века улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15 %, по вторым рождениям – на 17,5 %, по третьим – на 26,3 %. Уровень смертности снизился на 10 %. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни россиян и составила в среднем 69,8 лет, для женщин – 75,6 года, для мужчин – 64 года. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. По сравнению с 2010 годом численность детского населения увеличилась на 600 тыс. человек [1].

Однако принятые меры демографической политики, обусловленные, прежде всего, задачами увеличения численности населения России, слабо повлияли на современное состояние института семьи.

Общее число семей между переписями населения 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4 % и составило 40 млн 665 тыс. 579 семей. При этом темпы сокращения числа семей растут, сокращается доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности семей. По данным переписи населения 2010 года, семьи с несовершеннолетними детьми составляют 42,5 % от общего числа семей. И если в 2002 году каждая вторая российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 году – только две из пяти семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 годов на 17,7 %. Растёт число бездетных семей. Каждая третья семья в России является бездетной [3].

Согласно переписи населения 2010 года, число бездетных семей выросло на 7,4 %. По-прежнему, среднестатистической российской семьёй является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребёнком (67 % семей против 68 % в 2002 году). В современной российской семейной культуре развод и рождение ребенка вне брака уже не являются аномальными явлениями. С 1992 года началось стабильное увеличение числа семей, основанных на незарегистрированном браке, следствием которого стало увеличение числа внебрачных детей. Доля внебрачных детей хотя и снижается, но остаётся высокой в общей численности детского населения. Ежегодно каждый 3-й ребёнок, а с 2010 года – каждый 4-й ребёнок рождается вне брака. В 2011 году на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 году – уже 529. 60 % браков расторгаются в первые пять лет совместной жизни. Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Если в 2005 году каждый второй развод касался семей с несовершеннолетними детьми, то в 2011 году на 3 развода приходится 2 развода супругов, имеющих несовершеннолетних детей [3].

Если отойти от данных переписи, то совершенная статистика показывает несколько улучшенные результаты. В январе – декабре 2015 года родились 1 млн. 944 тыс. 100 детей. Общий коэффициент рождаемости остался на уровне 2014 года (13,3 на 1000 человек населения). Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,776 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста (2014 год – 1,75).

В России наблюдается рост продолжительности жизни, которая в 2015 году составила 71,4 года (рост на 0,5 года по сравнению с 2014 годом) и достигла абсолютного исторического максимума. У женщин этот показатель составил 76,6 года (рост на 0,13 года), а у мужчин – 65,9 года (рост на 0,53 года).

В 2015 году естественный прирост населения составил 0,2 на тысячу населения, или более 32 тыс. человек. Сохранение уровня рождаемости происходит на фоне сокращения с 2010 года численности женщин в возрасте 20–29 лет, на долю которых приходится около 60 % всех рождений. Численность женщин этого возраста за 2010–2014 годы уменьшилась на 1,4 млн.

Компенсировать негативное влияние ухудшения половозрастной структуры населения и содействовать сохранению положительных демографических тенденций позволила реализация на федеральном и региональном уровнях мер по поддержке семьи в связи с рождением и воспитанием детей. Это и программа материнского капитала, и предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего ребёнка. Сюда следует отнести бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и иные виды помощи семье, предоставляемые в зависимости от очерёдности рождения детей.

Одной из самых эффективных мер, стимулирующих рождаемость, является материнский (семейный) капитал. За истекшие 10 лет с 2006 года выдано почти 8 млн. сертификатов (точнее, 7,8 млн.), из них свыше 900 тыс. — только в 2016 году. За счёт материнского капитала более 4 млн. семей уже улучшили свои жилищные условия, оплатили жилищные кредиты или купили новые квартиры.

Во исполнение послания Президента России Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 433-ФЗ действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 31 декабря 2018 года.

Проводилась работа по совершенствованию законодательства в части использования средств материнского (семейного) капитала.

В частности, Федеральным законом от 23.05.2015 г. № 131-ФЗ предусмотрено направление средств материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья, не дожидаясь достижения трёхлетнего возраста ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на указанные средства.

Федеральным законом от 28.11.2015 г. № 348-ФЗ установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих адаптацию и социализацию детей-инвалидов.

Кризис 2015 года отразился и на семейном статусе россиян – граждане стали реже принимать решения как о вступлении в брак, так и о его расторжении.

Трансформация института семьи сопровождается модернизацией семейной политики. К сожалению, в России не на всем протяжении времени семья оценивалась как основная опора социально-политических преобразований. На данный момент в государстве созданы, внедряются и работают на государственном и региональном уровнях социальные программы, которые направлены на развитие семьи, ее поддержку. Укрепляя позицию государства в отношении семьи, укрепляя ее позиции в социальной, культурной и демографической сферах, необходимо действовать в рамках общегосударственных принципов семейной политики [3]:

– принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике;

– создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и социокультурного потенциала;

– переход семьи в позицию субъекта социальной политики, соответственно существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством;

– принцип социальной защиты применительно к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни;

– формирование развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей.

На современном этапе развития российского общества в рамках демографического перехода и формирования семьи современного типа (неполные семьи, низкая рождаемость, нестабильность брака) государство посредством своего участия предпринимает не безрезультатные шаги для формирования семьи традиционного типа, более характерной для России. Для традиционной русской семьи на всех исторических этапах были характерны: многодетность, неуклонное следование прочности отношений и ответственное родительство.

Евгения Михайловна Гостюшева,

Людмила Алексеевна Якименко,

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».

Список использованных источников

  1. Борисенков, В. П. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко // Науковоедение. – 2014. – Вып. 5 (24). – С. 1–24.
  2. Драмодехин, С. В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки / С. В. Драмодехин // Проблемы семьи и семейной политики : сб. научн. трудов. – 1993. – Вып. 3.
  3. Чурсина, В. Н. Современная модель российской семьи: особенности социально-психологической адаптации / В. Н. Чурсина // Научные ведомости Белгородского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – Вып. 6 (177). – Том 21. – С. 301.
  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_01/Main.htm.