“Макаренковские чтения” прошли в Молодежном крыле ПВО Алтайского края

Вопросы воспитания детей в семье всегда будут беспокоить родителей, ученых, общественников. Накануне дня рождения великого советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, руководитель фракции Партии Великое Отечество «За семью!» Татьяна Геннадьевна Соболева провела встречу с Молодежным крылом Алтайского отделения ПВО на тему «Семейная педагогика в творчестве А.С. Макаренко: вчера и сегодня».

А.С. Макаренко родился 13 марта 1888 года на Украине в г. Белополье. Согласно позиции ЮНЕСКО, А.С. Макаренко отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в ХХ веке. Одно из главных своих произведений «Книгу для родителей» он написал в 1937 году. В данной книге отражены актуальные и на сегодня вопросы семейной педагогики – воспитания детей в семье.

В своих трудах Антон Семенович возлагал моральную ответственность родителей за воспитание детей, считал воспитание детей гражданским долгом перед обществом. Автор в своих новеллах через жизненные семейные истории показывает разнообразные противоречия семейной педагогики, заставляет родителей делать самостоятельно выводы и находить решения для преодоления трудностей в деле воспитания своих детей. Так, А.С. Макаренко считал, что «…семья должна быть коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организации воспитания и счастья». Этому нередко грозит «система единственного ребенка». Во многих случаях «система единственного ребенка» угрожает семье, а также обществу тяжелыми последствиями. Если в семье один ребенок, автор рекомендует взять сироту для исправления «косой» семьи, как бы ни затруднительно было материальное положение.

А.С. Макаренко справедливо замечает: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры: предупредите об этом общество, что вы желаете сделать такую гадость». Отцы и матери, оставляющие своих детей, уходя из семьи навсегда, совершают акт подлости по отношению к обществу, так как искалеченный заброшенностью ребенок – нередко в будущем неполноценный человек. Автор рассматривает вопросы авторитета, дисциплины и свободы в семейном коллективе. Авторитет нельзя создать искусственно, его не следует навязывать насилием и угрозами, так как корни родительского авторитета «находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая всю материнскую и отцовскую жизнь: работу, мысль, привычки, чувства, стремления».

А.С. Макаренко различал «половое просвещение» и «половое воспитание». Считал, что нельзя допускать полную свободу половых разговоров с детьми. А.С. Макаренко рассуждал о раскрытии «тайны деторождения» и утверждал, что «раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делает его простым и доступным». «Половое воспитание» и должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. Умение владеть своими чувством, воображением, возникающими желаниями…», – пишет Макаренко.

Молодые партийцы живо присоединились к обсуждению таких дискуссионных вопросов, как «чувство меры» в воспитании детей, стиль общения между родителями и детьми, участие семьи и школы в воспитании детей в XX и XXI веке. В итоге участники круглого стола пришли к выводу, что телевидение, информационные технологии создают серьезный барьер в воспитании детей, заменяя живое общение родителей, а также время для совместной деятельности членов семьи. Постепенно утрачивается в сознании родителей то, что от их воспитания зависит будущее страны. Сегодня важно не забывать фундаментальные основы семейной педагогики, образования, культуры, подаренные нам целой советской эпохой.